poster

03.04

Полярный круг замкнулся на России

Автор: Александр Яковенко, Эксперт

 

Нашей стране предстоит стать основным драйвером развития Арктики

 

На состоявшемся на днях в Мурманске VI Международном арктическом форуме президент Владимир Путин заявил о необходимости укреплять «глобальное лидерство России в Арктике». Этот вызов и важнейший ресурс нашего развития подкреплен не только географией и 500-летней историей освоения Арктической зоны, но и реальными достижениями советского и последующего периодов. На Арктику приходится четверть территории России и здесь формируется 7% нашего ВВП.

 

Население нашей Арктики составляет 2,5 млн человек. Для сравнения, в аналогичной зоне Канады проживают порядка 60 тыс. человек и столько же — в датской Гренландии. Президент поставил масштабные задачи по развитию российской Арктики и ее вовлечению в широкое международное сотрудничество. Ключевые цели — это повышение качества жизни северян, включая создание комфортной городской среды, и сохранение хрупкой природной среды Заполярья. Помимо наращивания ледокольного флота, это еще и развитие портовой и логистической инфраструктуры (создание мультимодальных хабов), введение конкурентных тарифов на перевозки по Севморпути (сейчас по нему перевозится 38 млн т грузов в год, а к 2030 г. планируется перевозить 70–100 млн т), развитие судостроения, модернизация железной дороги и раскрытие потенциала сибирских рек. Все это в рамках международных проектов, включая создание объявленного Трансарктического транспортного коридора от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока.

 

За себя говорит тема форума: «Арктика — территория диалога». В нем приняли участие 1300 представителей из 21 страны — от Аргентины, США и Великобритании до Китая, Индии, Сингапура и стран Персидского залива. Такое представительство говорит о растущей важности Арктики, в том числе вследствие изменения климата. Ее ресурсный и транспортно-логистический потенциал обретает значение не только для Евразии, но и для мира в целом.

 

К сожалению, политизированной оказалась деятельность созданного в 1996 году Арктического совета (АС), но свет на нем клином не сошелся. Политика НАТО и Запада в целом по-прежнему направлена на милитаризацию региона, где у России сформировались прочные позиции за последние как минимум сто лет. Это — естественный вектор нашего развития, который в силу объективных обстоятельств теперь выходит на первый план. Он подкреплен достижениями, не имеющими аналогов у других арктических государств.

 

Естественно стремление России укрепить здесь свою военную безопасность, оградить регион от конфронтации. Запад традиционно претендуют на «огораживание» тех или иных территорий исключительно в своих интересах. Сказываются колониальные инстинкты, 400-летний опыт имперского строительства практически во всех климатических зонах, в то время как Россия расширялась именно естественным порядком, в том числе в восточном и северном направлениях. В этом кардинальное различие между колониальной парадигмой западной цивилизации и императивами собственного развития российской.

 

В политике Запада после окончания холодной войны прослеживается догоняющий тренд в Арктике, стремление наверстать упущенное и заодно сдержать Россию. Эта политика пока не подкреплена достаточными ресурсами, в том числе военными. Был опыт развертывания здесь ударной авианосной группы, но он показал: что годится для войн в развивающихся странах, совсем не годится для суровых арктических условий. Пока же страны НАТО проводят регулярные сухопутные маневры на своей территории, в том числе в непосредственной близости от наших границ. Хотя уже были попытки американцев воспользоваться Севморпутем без согласия российских властей со ссылкой на международное морское право, хотя сами США не являются участниками Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

 

Политика США, которая заметно трансформируется при администрации Трампа, будет во многом определять ситуацию в глобальной Арктике с той стороны. Вашингтон продолжает пренебрегать универсальными нормами международного права. Судя по всему, упор будет делаться на двусторонние договоренности в ущерб интересам других акторов и территориально-политическую консолидацию, превращение США в арктическую державу с выходом в регион, сопоставимым с российским. Об этом говорят претензии Трампа на присоединение Канады и Гренландии к США.

 

Это действительно не «экстравагантные разговоры». Включение новых территорий в сферу своего исключительного контроля может принимать разные формы и носить последовательный, системный характер в расчете на длительную перспективу. Трамп апеллирует к интересам американской и международной безопасности, что пока не срабатывает, хотя остальные западные страны отдали свою безопасность на аутсорсинг Вашингтону. Попытка сохранить суверенитет Канады может быть сломлена серией мер погранконтроля и ограничения доступа на американский рынок, ключевой для канадцев. Понятно, что с Гренландией все будет проще.

 

Стратегия сведения контроля над Арктикой до российско-американской директории потребует решений по Шпицбергену, суверенитет над которым отдан Норвегии по Парижскому договору 1920 г. Но все его участники (а их свыше 50, включая Россию и США) имеют право на хозяйственную деятельность на архипелаге. Пока существует НАТО, Вашингтон может апеллировать к союзнической солидарности, но важнее ресурсы по экономическому освоению территории и ее экономической зоны (тут свою роль могут сыграть американские мегафонды типа BlackRock).

 

Тенденция к сокращению числа участников арктического сотрудничества проявилась еще в Арктическом совете, когда в 2008 г. по американской инициативе была формально создана «пятерка» прибрежных государств региона (за исключением Швеции, Финляндии и Исландии). Очевидно, что арктический «угол» присутствует в стремлении Трампа быстро урегулировать украинский конфликт или переступить через него, что оказалось непросто.

 

В любом случае Россия намерена продвигать свои подходы. И заявленные нашим президентом меры системного характера в рамках реализации нашей Арктической стратегии позволяют «вписать» регион в планы национального развития, сохранить уже имеющиеся у нас преимущества перед потенциальными конкурентами и создать надежную сеть международного сотрудничества, которая бы на практическом уровне гарантировала наши интересы в Арктике.
tg-logo

Загрузка...

sponsor