
22.01
На Западе — перемены
Автор: Наталья Харитонова, доктор политических наук, профессор РАНХиГС при президенте РФ, главный научный сотрудник РГГУ
Всемирный экономический форум в Давосе в этом году прошел под девизом «Дух диалога». Главной интригой была речь президента США Дональда Трампа. При этом впервые за долгое время ведущим форума, после ухода основателя и бессменного президента Клауса Шваба, стал новый человек — Ларри Финк, председатель и главный исполнительный директор компании BlackRock.
Поэтому участники ожидали чего-то принципиально иного, в частности, в диалоге с США, однако надежды не оправдались. Трамп, прибыв в Давос, оказался в гнезде глобалистов, в сердце антитрамповской коалиции, что не помешало ему навязать свою повестку.
Президент США преследует две ключевые цели — нейтрализация глобалистских элит в Европе и переподчинение НАТО, которое, по его мнению, должно работать на интересы США. Характер его выступления явно корреспондировал с речью Джэй Ди Венса на конференции по безопасности в Мюнхене в прошлом году. В частности, Трамп повторил, что Европа движется в неправильном направлении.
Можно уже с уверенностью констатировать, что «дух диалога» в Давосе не случился. Президент США прибыл в Европу с ультиматумом, или, если угодно, с предложением, от которого Европа не сможет отказаться.
Первое место в повестке Трампа занимал, конечно, он сам, его успехи во внутренней и внешней политике и его инициативы, которые включают датскую Гренландию, «стартап века» — так называемый Совет мира и, конечно, борьба с глобалистами и их повесткой. Проект «Совет мира», устав которого был подписан 22 января, изначально касался урегулирования в Газе, однако уже сейчас, по замыслу Трампа, он должен будет заниматься всеми конфликтами на планете.
Речь идет, вероятно, о постконфликтном урегулировании. Приглашения разосланы, однако далеко не всем главам государств. Многие из европейских лидеров не пожелали участвовать в этом проекте. Наблюдатели полагают, что «Совет мира», в случае если он начнет полноценную работу, будет действовать три года — до окончания президентского срока Трампа, а дальше будет видно. Совершенно очевидно, что Трамп уже сейчас решает задачу своего пребывания на вершине мирового олимпа после 2028-го.
Проект предполагает, что он будет руководить советом до момента, пока сам не решит уйти, то есть, возможно, пожизненно. Это и ряд других признаков, к примеру голосование простым большинством, говорит о том, что прообразом проекта во многом стали американские закрытые бизнес-клубы. Конечно, многие видят в этом и попытку «задвинуть» ООН, с которой у Трампа сложились непростые отношения.
Гренландия заняла второе место в повестке, хотя Трамп старался подчеркнуть незначительность вопроса. «Я прошу только кусок льда!» — подчеркнул он.
Американская сторона успокоила европейскую общественность, что силовым путем забирать остров не собирается, однако интерес к нему сохраняется. Трамп дал понять, что лучше бы европейцам согласиться на сделку, поскольку в случае необходимости применение силы полностью не исключено. Гренландия — часть Северной Америки, остров необходим США для обеспечения мира и глобальной безопасности, считают в Вашингтоне.
Трамп весьма доходчиво дал понять европейским партнерам, что, если США что-то просят, лучше сразу дать, иначе «мы это запомним». Соединенные Штаты при Трампе явно хотят, чтобы их боялись не только в Южном полушарии.
Пожалуй, последнее место в повестке всего форума занял конфликт на Украине. И это ключевое отличие от прошлых форумов в Давосе, где эта тема была в центре внимания. Очевидно, что США продолжат дистанцирование от него. С другой стороны, Трампу крайне важно заключить мирную сделку — как минимум, это одно из его предвыборных обещаний.
Примечательно, что президент США, по сути, прилюдно «вызвал» в Давос Зеленского, который изначально не собирался туда ехать. При этом он не преминул напомнить, что глава Украины не соглашается пописывать готовое мирное соглашение. На этом фоне лидеру Украины пришлось отправиться в Швейцарию.
Форум показал, что в глазах Белого дома Европа — это прибежище глобалистов, которым Трамп объявил войну. Собственно, проект «Совета мира» — это удар по глобалистам, наживающимся на войне, и по упомянутому BlackRock в частности. Итоги Давосского форума становятся символом конца и евроатлантической солидарности, и единой Европы. Он показал, насколько раздроблены и дезориентированы ее элиты. Не зря наблюдатели отмечают, что речь Урсулы фон дер Ляйен в Давосе стала отражением упадка ЕС как значимого центра силы в мировой политике.
А заявление генсека НАТО Марка Рютте — мол, «Трамп прав, мы должны защитить Арктику от российского и китайского влияния» — означает, что война за Гренландию для Европы проиграна, не начавшись. Но по привычке европейцы продолжают винить во всем Россию, даже в американских претензиях на Гренландию, и ждать результатов осенних выборов в конгресс США в надежде, что демократы окоротят амбиции Трампа.
