poster

14.02

14 февраля 1943 года Луганск и Ростов-на-Дону были освобождены от фашистских оккупантов

14 февраля 1943 года войска Юго-Западного фронта (генерал армии Н.Ф. Ватутин) освободили г. Ворошиловград (современный Луганск).

 

212 дней находился под оккупацией Ворошиловград. Тяжелым летом 1942 года после напряжённых боев части Красной Армии были вынуждены отступить от города. 17 июля в Ворошиловград вошли гитлеровские войска. И начались отчаянно беспросветные оккупационные будни.

 

Оккупационный режим немедленно приступил к действию. Уже на следующий день из установленного гитлеровскими властями репродуктора зазвучали приказы и установки немецкой комендатуры. Отныне город становился принадлежащим к Рейхскомиссариату Украина. Все жители города были приписаны к украинскому народу. Национальный вопрос, по мнению нацистского идеолога Розенберга, заключался в том, «чтобы разумно и целеустремленно поддержать стремление к свободе всех народов, выделить из огромной территории Советского Союза государственные образования (республики) и организовать их против Москвы…».

 

О том же оповещала и открывшаяся газета «Нове життя», единственная газета в городе, выходившая исключительно на украинском языке и содержавшаяся за счёт немецкой комендатуры. Первый номер газеты, вышедший 18 августа 1942 г., радостно сообщил, что наступила «новая жизнь», свободная от большевизма. Из номера в номер гордо описывались «доблестные победы Великой Немецкой Армии». Сообщалось о сносе памятников и переименовании улиц, немцы активно истребляли всё, напоминающее о «большевизме». Большое внимание уделяла газета и еврейскому вопросу, организации поставок продовольствия и дешёвой рабочей силы в Германию. О последнем печатались объявления в каждом (!) номере газеты. Вот только добровольно ехать в Германию никто не хотел. Немцам приходилось устраивать облавы, они вылавливали людей на улицах, ходили по домам, искали трудоспособных, загоняли их в эшелоны силой. Из вывезенных таким образом 70–80 тыс. жителей области вернулись немногие, в основном умирали от жестокого обращения. Это ещё один итог страшной немецкой оккупации.

 

Из общеукраинских новостей, подаваемых газетой, интересны современному читателю будут две. Первая – государственным языком стал украинский («Нове життя», № 31), вторая – гербом Украины стал Тризуб, объяснение которому давалось как немецкому родовому знаку, заимствованному киевскими князьями.

 

Какая-то жизнь в оккупированном Ворошиловграде, конечно, теплилась: работали рынки, немцы открыли несколько кинотеатров (как же без кинопропаганды!), разрешили заниматься мелким бизнесом. Но всё это происходило на фоне оккупационного террора, в котором участвовали и появившиеся полицаи из местных. За время оккупации в Ворошиловградской области фашисты расстреляли, повесили, замучили в застенках свыше 100 тысяч жителей и военнопленных. Только 1 ноября 1942 г. в районе Острой Могилы было расстреляно свыше трёх тысяч мужчин и женщин.

 

Однако, несмотря ни на что, горожане смогли вступить в сопротивление врагу. Так, гитлеровцам не удалось запустить производство ни на одном предприятии – рабочие занимались разными видами саботажа, по возможности портили станки и оборудование. Развернули активные действия в городе и прилегающих районах и подпольные организации. Это был смертельный риск. 12 октября гестаповцами были схвачены лидеры подпольного комсомола Надежда Фесенко и Галина Серикова. Девушки были казнены. Погиб, сражаясь в партизанском отряде, секретарь подпольного обкома партии И. М. Яковенко. Но оставшиеся в живых продолжали борьбу.

 

Но вот наступил день освобождения, в котором решающую роль сыграла Сталинградская битва, нанёсшая серьёзный урон не только живой силе противника, но и его моральной стойкости. Пока советские войска добивали армию Паулюса в Сталинградском котле, одновременно начались действия на других фронтах. Взламывая оборону врага, шло стремительное наступление. Ворошиловградская область стала первой в Советской Украине, куда, неся на штыках свободу, пришла наша армия.

 

14 февраля 1943 года войска Южного фронта (генерал-полковник А.И. Еременко) освободили город Ростов-на-Дону.

 

4 февраля исполняется 73 года с того знаменательного дня, как в 1943 году был освобожден от гитлеровских захватчиков Ростов-на-Дону. «Ворота Кавказа» оккупировались гитлеровцами и их союзниками дважды. Первый раз, осенью 1941 года, гитлеровцы смогли захватить Ростов всего на неделю. Впрочем, и эти дни запомнились местному населению кровавыми убийствами мирных жителей. Так, 28 ноября 1941 г. был расстрелян гитлеровцами юный Виктор Черевичкин, слава о котором позже разнеслась по всему Советскому Союзу. Уже 28 ноября 1941 г. советские войска под командованием маршала С.К. Тимошенко смогли освободить Ростов-на-Дону. Это стало первой масштабной победой Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны.

 

Однако в июле 1942 г. немецкое командование вновь развернуло массированное наступление на Кубань и Кавказ. 24 июля 1942 года в Ростов-на-Дону вошли части 17-й гитлеровской армии вермахта. Ростов-на-Дону вновь оказался под властью оккупантов, которая на этот раз растянулась на многие месяцы. Наиболее трагичной страницей в истории оккупации Ростова-на-Дону стало уничтожение более 40 тысяч жителей города, 27 тысяч из которых были убиты на окраине тогдашнего Ростова — в Змиевской балке. Среди убитых были лица еврейской и цыганской национальности, члены их семей, партийные и комсомольские работники, пленные военнослужащие Красной Армии. Отметились гитлеровцы и убийствами мирных жителей в других частях города, среди жертв оккупантов было много детей и подростков. Некоторые из юных ростовчан пытались в меру своих сил сопротивляться оккупантам, пытались развернуть подпольную работу, за что и поплатились жизнями.

 

Пятеро мальчишек-пионеров, которым было всего по 11-12 лет — Коля Кизим, Игорь Нейгоф, Витя Проценко, Ваня Зятин и Коля Сидоренко подобрали на улицах и под обломками зданий до сорока раненых во время обороны Ростова бойцов Красной Армии. Всех раненых мальчишки оттаскивали и прятали на чердаке своего дома. На протяжении двух недель пионеры ухаживали за ранеными. Но не обошлось без предательства. Во двор дома № 27 на улице Ульяновской вошли немецкие солдаты и офицеры. Устроили обыск, во время которого и были обнаружены прятавшиеся на чердаке раненые красноармейцы. Их сбрасывали с чердака во двор и добивали штыками. Гитлеровцы приказали всем жителям дома построиться и заявили, что если они не выдадут тех, кто прятал красноармейцев, то всех жителей дома ждет смертная казнь. Пятеро юных пионеров сами вышли из строя и заявили, что это сделали они — чтобы спасти остальных жильцов дома. Нацисты выкопали во дворе дома яму, засыпали ее негашеной известью и сбросили туда пятерых юных героев. Потом подлили в яму воды. Ребята погибали медленно. Их казнь стала показательной для всех жителей Ростова — оккупационные власти хотели показать свою жестокость и готовность расправляться со всеми непокорными советскими людьми самыми варварскими способами.

 

Неувядаемой славой покрыл себя Ростовский стрелковый полк народного ополчения, собранный в 1941 году и героически защищавший родной город. Несмотря на то, что в полку служили вчерашние гражданские люди, до вторжения гитлеровцев мирно трудившиеся в различных сферах советской экономики, при обороне и штурме Ростова осенью 1941 года, при обороне Ростова в июле 1942 года полк народного ополчения демонстрировал чудеса героизма. Именами многих ополченцев сегодня названы улицы и переулки Ростова-на-Дону, есть площадь им. Ростовского стрелкового полка народного ополчения.

tg-logo

Загрузка...

sponsor